КАК НАС ПОЛЯК ИЗ ЛЕСА ПРОГНАЛ?
На время локдауна, мы решили провести время на природе, уехали в горы, в лес, недалеко от Антальи. Почти месяц мы живем на окраине этого курортного города в гостях у Даврим и ее дочки Хармони. Погода сейчас стоит очень жаркая, больше тридцати градусов, в городе душно, до моря ехать далеко и есть риск нарваться на жандармов. С турецкими временными паспортами мы больше не туристы и можем схлопотать штраф за нарушение режима самоизоляции.
В лесу было очень хорошо, тенистый каньон, берег горной реки, пение птиц, костер, платка и дикие кабаны, похоже, что в Турции им весьма комфортно живется. Как назло, только мы адаптировались к походным условиям, съели первые запасы еды и сделали вылазку в деревню за новой провизией, как в наш лагерь пришел гость, польский иммигрант и заявил, что мы находимся на территории национального парка, жить в палатке и разводить костры здесь запрещено и посоветовал нам отправиться в платный кемпинг.
В первый день нашего пикника, к нам уже подходила одна женщина, тоже иностранка, и в довольно грубой форме изложила подобный месседж. Мы тогда разбили лагерь в слишком проходном месте, на поляне, не далеко от дороги, но после этой неприятной встречи, решили углубиться вдоль русла реки и нашли, как нам казалось, весьма укромное местечко.
Я сказал, что мы в курсе, насчет национального парка, сейчас все что вне города - национальный парк, но у нас нет денег, чтобы жить в платном кемпинге. Поляк конечно же ответил, что это не его проблемы, а мы нарушаем закон и он обязан вызвать жандармов.
- Подождите, - возразил я, - своим нахождением здесь мы лично вам создаем проблему? Если придут жандармы, они просто попросят нас уйти, но если они придут на вызов, то могут оформить нам штраф, зачем вам это?
Поляк был очень напряжен, он стоял передо мной возле реки, а я продолжал сидеть у костра в ожидании, когда закипит вода, после похода в деревню нас мучала жажда, Кики лежала на мате неподалеку. Понимание того, что пикник подошел к концу, обескуражило меня, и я общаться нехотя, может быть чересчур расслабленно, что только сильнее раздражало поляка.
- Причем здесь я? - поляк выпучил на на меня глаза - Это закон! Ты понимаешь, что такое закон?! Или вы думаете, что вы такие особенные?
- Конечно понимаю, но закон ведь служит для защиты леса, верно, а мы лесу никак не вредим, напротив, мы даже собрали мусор, оставленный туристами, в округе нашего лагеря. У нас огромный опыт жизни на природе, мы много лет путешествуем. Посмотрите, как организован наш костер, безопасное место у воды, маленький огонь, ровно чтобы приготовить пищу, мы даже туалет выкапываем на каждой стоянке. Вы же видите, что мы не обычные туристы. Все-таки вам не нравится, что мы нарушаем закон или вы беспокоитесь за лес?
- Я не намерен вступать с вами в переговоры! Закон один для всех, все обязаны ему подчиняться, все люди равны!
- Нет не равны, одни люди не задумываясь мусорят, другие трепетно относятся к природе, мы же понимаем, что законы создаются чтобы ограничить первых, а в итоге страдают все. Поэтому я и спрашиваю, лично для вас, в чем проблема нашего нахождения здесь? Вы за лес беспокоитесь или закон отстаиваете?
- Другие люди придут, увидят, что вы здесь и решат, что им тоже можно, именно так это и работает! Другим нельзя, а вам можно?
- Но сейчас ведь локдаун, никто не должен сюда приехать, и мы уедем, как только локдаун закончится, если здесь будет много людей нас здесь не будет, мы сами не любим людных мест.
- Значит вы все-таки считаете себя особенными?
- Все мы особенные и равные, смотря с какой стороны посмотреть, вообще-то по закону, вы сейчас должны быть в маске.
Потом пришла его жена и разговор повторился вновь. Я конечно понимал, что де-юре мы не правы, но де-факто не видел никакой проблемы. Мы постоянно останавливаемся в заповедниках и местные жители обычно очень дружелюбны.
В итоге мы хорошо пообщались, поляк и его жена, оказались не плохие ребята, они даже пригласили нас поставить палатку у них в саду, если нам некуда ехать, но были категорически против нашего нахождения в лесу. Оказалось, что их дом стоит на верху ущелья, и его окна выходят на наш лагерь, судя по всему, к ним приезжают гости и задаются вопросом, насчет парочки туристов внизу. Во время нашего разговора, жена постоянно общалась по телефону, полякнесколько раз отмечал, чтобы мы не беспокоились, жена разговаривает не с жандармами, а с клиентами.
Мы пообещали уехать на следующий день, поляк, в знак того, что он беспокоится исключительно за лес, притащил нам газовый баллон на пять литров с горелкой и лопату, чтобы закопать костровище.
Позже с этим баллоном приключилась забавная история. Конфорка горелки оказалась забита ржавчиной и при первом использовании, огонь начал полыхать из всех щелей, вентиль был объят пламенем. Я не был уверен в какую сторону нужно крутить вентиль, чтобы уменьшить газ, а сделать это можно было только одним резким движением, и если бы я открыл конфорку сильнее, то вряд ли бы уже сумел ее закрыть. Попытка оказалась удачной, но мне пришлось изрядно изловчится, чтобы перекрыть газ и не обжечься, однако еще меньше мне хотелось устроить лесной пожар.
С одной стороны, я согласен, нужно защищать природу от нерадивых туристов, мы все прекрасно знаем, во что превращается поляна после отдыха веселых компаний, но с другой стороны, выйти в лес с палаткой становится все сложнее. В Европе это уже практически невозможно, да что там кемпинг, один знакомый немец недавно рассказал мне, что в Германии ввели новый закон, обязывающий рыбаков и выезжающих на природу, иметь при себе переносной туалет, за отсутствие которого полагается штраф в несколько тысяч евро.
То ли немцы действительно загадили свой Фатерлянд, то ли это возможность пополнить казну в условиях экономического кризиса, там теперь тоже внутренний туризм в почете, а деньги, как известно, не пахнут.
Меня все-таки терзают смутные сомнения, как мы успели заметить, повышенное чувство ответственности за природу возникает у людей в непосредственной близости от платных кемпингов и имеющих отношение к туристическому бизнесу. Бесплатные кемпинги в Турции, конечно, тоже существуют, но в основном, находятся в труднодоступных местах и далеко от источника воды.
Но самое обидное заключается в том, что пока законопослушные граждане и жандармы гоняют путешественников из национальных парков, в тех же самых парках вырубаются деревья, чтобы освободить место для платных кемпингов и отелей. Мы сами были свидетелями многочисленных строек в заповедных зонах, все это делается по закону и охраняется теми же жандармами.
В Европе такого конечно нет, просто там вся природа уже давно имеет своего хозяина. Я был крайне удивлен, узнав, что в таких странах как Австрия, Франция, Норвегия, Швеция, Великобритания на долю частных лесовладений приходится более 75%, в остальных странах западной Европы не менее 50%, это по данным на 2006 год, думаю, что спустя 15 лет этот процент только увеличился, привет из феодализма.
Раньше я наивно полагал, что человек как часть природы имеет полное право какое-то время пожить в лесу, если ему так хочется, а оказывается, что сначала нужно купить себе лес, ну или заплатить тем, кто его уже приобрел, в общем и смех, и слезы.
Добра🙌
#Турция #кемпинг #туризм
15.05.2021